English

Сибирский стиль. Коллекции С.К. Просвиркиной.


В 1997 г. исполняется 80 лет Саянской экспедиции С.В. Просвиркиной - замечательного художника и этнографа, имя которой незаслуженно забыто сибиряками. Софья Константиновна Просвиркина известна как автор ряда работ по русской культуре, ее судьба неотделима от истории Государственного Исторического Музея, сотрудником которого она являлась более 30 лет, начиная с 1923 г. Этому предшествовали годы самоотверженной работы в Сибири.

С.К. Просвиркина родилась в 1881 г. в г. Бузулук Самарской губернии, умерла в Москве ,когда ей перевалило за девяносто. Начало же творческого пути художницы было связано с Томском. В этом городе она сформировалась как человек и исследователь. Здесь возникли прочные дружеские связи в среде сибирской интеллигенции. Софья Константиновна была близко знакома с Г.Н. Потаниным, А.В.Анохиным, А.В. Адриановым, Г.И. Гуркиным и многими другими художниками, публицистами, учеными. Их взгляды, идеи, стремления во многом определили сферу интересов будущего мастера.

В XIX в. среди просвещенных кругов Сибири возникло движение за создание самобытной художественной культуры. Неразрывно связанная с идеями регионализма, эта тенденция явилась частью процесса обновления всех сфер культуры края. В тот период реформационная направленность была характерна не только для художественного поиска Сибири, но и России в целом. Реакция на противоречия формирующегося технократического общества, острый конфликт с конформистской эстетикой и обезличенностью серийных изделий породил ностальгию по идеализированному единству природы, этноса и культуры. Сложилась ситуация, особенностью которой стало внимание к искусству внеевропейских цивилизаций, в т.ч. к традиционному искусству народов России.

Эти идеи, подхваченные и своеобразно интерпретированные сибиряками, продолжали существовать в их среде вплоть до 30-х годов.Вновь актуальными они стали уже в 80-х-90-х годах. В культурных центрах Сибири развернулось движение за местный колорит. Одни мечтали о новом искусстве, рожденном на стыке двух художественных культур- национальной и русской, другие ограничивались видами старинной архитектуры, пейзажами и жанровыми зарисовками. В целом опыты в этом направлении давали не столько стиль, сколько стилизацию, а чаще смешение натурных зарисовок и национальных орнаментов. Поиск нового стиля оборачивался кропотливой работой по изучению традиционной культуры и искусства сибирских народов.

В одной из своих последних работ основатель Томского общества любителей художеств Г.Н. Потанин настаивал на создании при местных музеях отделов прикладных искусств народов Сибири. Для этого были необходимы путешествия, экспедиции, сборы материалов. Уже в конце XIX в. в Сибири началась работа по созданию коллекций традиционного искусства. Художники и ученые края пытались использовать наследие коренного населения для прикладных разработок с целью преобразования глухой провинции в один из культурных центров огромного государства.

Все эти процессы не могли не коснуться С.К. Просвиркиной. Связи с этнографическими и художественными кругами определил ее выбор. В 1912 г. она, возможно, не без влияния М. Щеглова - одного из идеологов сибирского стиля, поступила в Строгановское художественное училище. При этом ее интерес к сибирской теме не только не пропал, но получил дальнейшее развитие. На протяжении нескольких сезонов в качестве художника она принимала участие в экспедициях известного музыковеда и этнографа А.В. Анохина по Алтаю, Шории и Кузнецкому краю. Год за годом формировалась уникальная коллекция рисунков, представляющих культуру телеутов, шорцев, кумандинцев, алтайцев. Только в 1914 г. во время экспедиции на Алтай для изучения белой веры и шаманизма ею было выполнено 99 рисунков предметов культа, а также скульптурный портрет лидера движения бурханизма Чета Челпанова (большая часть этого алтайского собрания ныне хранится в Санкт-Петербурге).

Знакомство с культурой и мировоззрением алтайцев, практические навыки исследований, полученные в поездках, окончательно убедили Софью Константиновну в мысли обратиться к изучению традиционного искусства Южной Сибири. "Мне важен не только орнамент, но и наблюдения над самими творцами и их внутренним миром", - писала она, формулируя тем самым принцип всестороннего подхода к национальной культуре.

После окончания училища Софья Константиновна начала самостоятельную экспедиционную собирательскую деятельность. В 1917г, в году великих перемен, получив поддержку Томского кустарного комитета, она отправилась в непростую даже по нынешним временам поездку в Урянхайский край и Минусинский округ. Сотрудничество с местными краеведами и предпринимателями, в число которых входили крупнейшие золотопромышленники Сафьяновы, купцы Вавилины, Иваницкие и другие, сделали возможным осуществление сложного маршрута, проходившего по верховьям Кемчика и его притокам, а также по территории современного Аскизского и Таштыпского р-нов Хакасии. Результатом поездки стала коллекция, насчитывающая более 200 экспонатов. Среди них 114 рисунков в красках и туши, отличающиеся мастерством исполнения и полнотой справочной информации. В их число входят жанровые зарисовки, изображения предметов быта, деталей костюма, шаманских атрибутов и многочисленные образцы орнаментов тувинцев и хакасов. Самостоятельным разделом коллекции является собрание тувинской пластики: шахматные фигурки и скульптура малых форм - изображения людей и животных. В коллекции одинаково полно представлены резьба по дереву и агальматолиту, различная стилевая направленность творчества безвестных мастеров. Наивному примитивизму деревянной раскрашенной скульптуры, в которой ощущается фольклорное начало, противостоит подчеркнутая декоративность и детализация малых скульптурных форм. Статичная лаконичность в изображении некоторых человеческих фигур контрастирует с естественной моделировкой и реалистичностью других. Особенности состава коллекции позволяют с уверенностью говорить о том, что ее автор пытался представить все разнообразие традиционного искусства коренных обитателей Саянского нагорья.

Широкий охват тувинской пластики сочетался с попыткой проследить истоки ее развития, в образцах XIX в. угадать черты того древнего искусства, которое дало начало самобытной традиции. Современники высоко оценили материалы С.К. Просвиркиной. Один из лидеров московской этнографической школы В.Н. Харузина предполагала академическую публикацию сибирских акварелей. Но до сих наследие С.К. Просвиркиной пребывает в забвении. Оно разделено между музеями Томска, Горно-Алтайска, Санкт-Петербурга. Достойное издание целостной коллекции без сомнения получит широкий общественный и научный резонанс и воскресит незаслуженно забытое имя Софьи Константиновны Просвиркиной.

Октябрьская И.В.