PREVIOUS

Инженеры-строители Великой сибирской дороги

Николай Апполонович Белелюбский (1845-1922гг.) – инженер-проектировщик, крупный теоретик строительной механики, глава отечественного мостостроения в конце XIX начале XX века. Окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. Проектировал железнодорожные мосты через реки Волга, Днепр, Ока, Десна, Неман, Обь...В 1880 г. по его проекту был построен мост через Волгу у г. Сызрани – самый большой мост в Европе того времени. Разработал способ быстрой замены деревянной конструкции мостов металлической без остановки движения, разработал конструкцию свободно опирающихся поперечных балок с устройством в них особых распорок, так называемый, "русский способ" при строительстве мостов. Николай Апполонович первым в мире применил в мостостроении литое железо, создал методику расчета загруженности мостов поездами, внес большой вклад в изучение использования новых строительных материалов: цемента и железобетона. Белелюбский один из основателей журнала "Цемент, его производство и применение", первый председатель Совета Петроградских женских политехнических курсов, член международной ассоциации железнодорожных конгрессов, почетный доктор инженерных наук Германии, почетный член Общества гражданских инженеров Франции.

Григорий Моисеевич Будагов (1852-1921гг.) – инженер-путеец. Окончил Петербургский институт путей сообщения, участвовал в строительстве Екатерининской и Самаро-Златоустовской железных дорог, руководил строительством железнодорожного моста через реку Обь. С 1899г. – главный инженер Московско-Казанской железной дороги, в 1911г. руководит строительством Алтайской железной дороги. Основатель первой бесплатной школы для детей строителей ж.-д. Моста через Обь с библиотекой, воскрестной читальни, театральным кружком в Кривощековском поселке (г. Новониколаевск)

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852-1906гг.) – инженер-путеец, писатель.Окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, участвовал в изыскании, проектировании и строительстве железных дорог: Бендеры- Галац, Батум - Самтредиа, Уфа-Златоуст, Кострома-Вятка. В 1891г. возглавляя изыскательскую партию, наметил направление железнодорожной ветки на Томск, место моста через реку Томь, обосновал Кривощековский вариант строительства железнодорожного моста через р.Обь. Организатор первого в России товарищеского суда служащих и рабочих над инженером, принявшем за взятку гнилые шпалы. Николай Георгиевич-создатель тетралогии: "Детство Тёмы. Гимназисты. Студенты. Инженеры", первый издатель корейских сказок, автор путевых очерков "По Корее, Маньчжурии и Ляодунькому полуострову".

Николай Михайлович Тихомиров (1857-1900гг)– инженер-путеец. Окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, участвовал в строительстве Екатеринбург-Челябинской железнодорожной ветки, моста через р. Ишим, руководил строительством участка железной дороги Каргат-Кривощеково. Под его руководством было завершено сооружение железнодорожного моста через р. Обь. Николай Михайлович организатор добровольного пожарного общества в Новониколаевске, руководитель строительства собора Александра Невского. Награжден орденом Св. Станислава III степени и Св. Анны III степени.

Николай Павлович Меженинов (1838-1915гг.) – инженер-строитель железных дорог. Окончил сначала физ.-мат. Факультет МГУ, затем Петербургский институт инженеров путей сообщения. Участвовал в строительстве железных дорог Витебск-Конотоп, Конотоп-Москва, Конотоп-Минск, Самара-Элатоустовской железной дороги. С 1887г. начальник изысканий и руководитель строительства Средне-Сибирского участка железной дороги. За плодотворную инженерно-просветительскую деятельность Николай Павлович был награжден орденами Св. Владимира III - VI степеней, Св. Анны II степени, Св. Станислава I степени и нагрудным знаком "За содействие духовному просвещению Сибири". PREVIOUS