Сладкая жизнь / Архив афиши / Новосибирский Государственный Краеведческий Музей





КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ:
Красный проспект, 23
пн, вт: выходные

ср-пт: 10:00 – 18:00

сб, вс: 11:00 – 19:00

тел. (383) 227-15-43, 221-07-21

МУЗЕЙ ПРИРОДЫ:

Вокзальная магистраль, 11
тел. (383) 221-70-31

пн, вт: выходные

ср-пт: 10:00 – 18:00

сб, вс: 11:00 – 19:00


МУЗЕЙ «С. М. КИРОВ В СИБИРИ»

ул. Ленина, 23
тел. (383) 222-51-73
пн-пт: 10:00 – 18:00
сб, вс: выходные





Архив афиши


Сладкая жизнь

8 июля - 18 сентября 2011. Красный проспект, 23

Открытие 8 июля 16.00

Выставка раритетных фантиков, этикеток, упаковок из частной коллекции А.Лутковского

НГКМ начал сотрудничать с Александром Лутковским в 2010 году, представив широкой аудитории его коллекцию игральных карт - одну из лучших в России и ранее нигде не выставлявшуюся. На новой выставке коллекционера в залах музея - несколько тысяч раритетных фантиков от конфет и шоколада, этикетки от лимонадов, а также редкие миниупаковки порционного сахара, выпускавшиеся в разное время в СССР, России и за рубежом.

 

Как менялся дизайн фантиков с 50-х годов прошлого века и до наших дней? Какие изменения претерпевали логотипы известных марок конфет, как менялась их упаковка? Как подделывали популярные «сладкие» бренды, выпуская конфеты с похожими на оригинальные фантиками? Какие марки лимонада производились в Советском Союзе и на что были похожи их этикетки? На эти и многие другие вопросы получат ответы посетители выставки «сладкой упаковки» из уникального собрания новосибирского коллекционера Александра Лутковского. Эта выставка будет интересна не только для дизайнеров и коллекционеров. Новосибирский государственный краеведческий музей приглашает всех взрослых поностальгировать об ушедшем детстве и рассказать своим детям о таких желанных, но часто совершенно недоступных дефицитных конфетах, а также о сладкой, и как казалось, необыкновенно вкусной «газировке», которую уже давно нигде не выпускают.

 

*Для всех посетителей выставки в июле - подарок:

сувенирная этикетка от лимонада, выпускавшегося в СССР.


 

КОГДА ФАНТИКИ СЛАЩЕ КОНФЕТ
"Детство - время открытий, безмятежности, радости. Одна из радостей - конфеты. Родители используют конфету и как подарок, и как средство поощрения. Будешь себя хорошо вести и получишь конфету. Ударился ребенок - ручей слёз, но конфета в миг меняет настроение ребенка. Наравне с конфетами многих детей зачаровывают разнообразные пестрые фантики. Зачастую малыши, полакомившись конфеткой, аккуратно разглаживают помятый фантик и как ценную реликвию убирают в специальную коробочку. С годами наивное увлечение проходит, коробка с фантиками безвозвратно теряется, оставляя где-то в глубине души приятные воспоминания. Но для некоторых любовь к оберткам конфет перерастает в настоящую страсть.


В детстве мы с сестрой собирали фантики. Коробка с ними долгие годы пылилась в чулане, пока в 1995 году у меня не родилась дочка. Став немного постарше, она начала хранить в этой старой коробке фантики от конфет, которые мы покупали.


А потом, как-то раз, разобрав все наши фантики, я и сам очень сильно увлекся коллекционированием оберток от конфет и шоколада. Ведь это частички радости, навсегда сохранившие счастье детства. Если у взрослого человека ничего не осталось от детства, то кому он тогда нужен?! Такой занудливый человек постоянно гундит, ему ничего не интересно, все надоело и противно. А ведь взрослый должен уметь восторгаться и удивляться даже самым обычным вещам как ребенок. Это самое важное свойство - человек должен быть большим ребенком!


Мир фантиков настолько захватывает. На фантиках отражен дух времени. Немногие знают, что производство привычных всем конфет и шоколада появилось в нашей стране в XIX веке. Начальный период развития капитализма в России вызвал бурный рост кондитерских фабрик не только в крупных городах, но и на периферии обширной империи. При этом вкусовые качества тех конфет были столь высоки, что спустя многие годы, уже после октябрьских событий 1917 года, на обертках долгое время указывались имена прежних владельцев кондитерских фабрик, служащих гарантией настоящего качества и всегда притягательного вкуса. Поэтому некоторые сорта конфет дошли до нашего времени без изменения тогдашней рецептуры, при этом они пользуются неизменным спросом не только в России, но и далеко за ее пределами. Классическим примером могут служить всеми любимые с детства конфеты "Мишка косолапый". Кстати, даже обертки многих конфет, привычных еще нашим прадедам, не изменились с тех пор.


Интерес коллекционеров к конфетным и шоколадным оберткам в России постоянен. Причиной тому служат традиционно высокий уровень их исполнения и большое тематическое разнообразие, где культурно-просветительская и общественно-политическая тематики занимают одно из ведущих мест в содержании и оформлении "сладкой" продукции. Так уж сложилось, что большинство графических миниатюр для упаковки кондитерской продукции традиционно создавалось при участии высокопрофессиональных художников или даже поэтов! К примеру, Владимир Маяковский писал на заказ тексты и для коробок конфет и для фантиков. Например, такой: Если вы давно удовольствий не имели, купите здесь Моссельпромовской карамели.


Помимо фантиков, я еще в детстве начал собирать этикетки от безалкогольных напитков. Сладкая газировка - это неотъемлемый атрибут детства. Любой ребенок может пить газировку литрами. Мне самому не раз приходилось уговаривать своего ребенка выпить горячего чая с лекарствами со словами: ПЕЙ КАК ЛИМОНАД!


Раньше этикетки крепились на горлышке бутылки клеем который легко смывался. Иной раз этикетка сама отваливалась с бутылки. Мы с другом придумали интересный способ пополнения коллекции - брали папины лезвия от бритвы и шли в приемный пункт стеклотары, где нам разрешали срезать этикетки. Коллекция быстро разрасталась - началась горбачевская борьба с пьянством - появилось очень много новых наименований напитков, которые, к слову, производились очень недолго. Теперь довольно редко можно встретить такие этикетки в коллекциях или на выставках, так как их собирателей в России очень мало.
Еще один раздел моей коллекции: это миниупаковки порционного сахара. Любой человек хоть раз за свою жизнь сталкивался с такими маленькими бумажными пакетиками, например, в поезде или в самолете.

 

Большинство людей, не задумываясь, разрывают упаковку и высыпают содержимое в кружку! Мне же и моим близким приходится пить несладкий чай - так как сахар уходит в коллекцию. В СССР сахар выпускался упакованным по 2 кирпичика рафинада. На обертках размещались интересные картинки с поездами или самолетами. Не знаю почему - но хотелось сохранить именно нераспакованные пакетики вместе с сахаром.
Коллекция пережила даже время - когда с прилавков в СССР исчезли продукты включая сахар (правда, все повторные пакетики были все же съедены, уж больно хотелось сладкого!)


Когда в нашу жизнь пришел интернет - я с удивлением узнал, что такой вид коллекционирования очень популярен. Особенно много таких коллекционеров в Европе.


Я считаю, что взрослым надо поощрять детей в их тяге к коллекционированию. Знаете почему? Во-первых, коллекционирование учит видеть мелочи, замечать интересное в деталях. Во-вторых, учит систематике: складывать и раскладывать экземпляры в определенном порядке, видеть логику составления коллекции. В-третьих, собирание фантиков выполняет познавательную функцию. Например, вот фантик от конфеты "Кокос". "А что такое кокос?", - задает вопрос ребенок, открывает энциклопедию и узнает, что это за орех, где он растет и прочее. Еще коллекция - это хорошее средство для медитации. Если я устал или хочу отвлечься от работы, то сажусь за коллекцию - и все дурные мысли уходят. Да-да! Так Бенджамин Франклин - американский ученый XVIII-го века - отдыхал, раскладывая свои марки. А еще коллекция занимает свободное время, и ребенок не будет маяться от безделья, ведь у него будет увлечение. Но самое главное, что коллекционер живет дольше! Потому что ему жалко расстаться со своей коллекцией!"

 

 - Александр Лутковский
Контактный телефон +7 913 476 01 21

 


 


<< Назад